Второе письмо пастора Шланга Сергею
Сергей!
Спасибо за письмо. Приятно, что мое первое послание побудило тебя исследовать 2 отрывка из Деяний Апостолов и поразмышлять над некоторыми вопросами теологии. В нашей переписке я вижу пользу и для себя, а значит, эту переписку стоит продолжить.

Глава 1
Проповедь Петра
С твоей трактовкой проповеди в Деян. 2 я согласен лишь отчасти. Ты верно выделяешь выражения «последние дни», «кто призовет имя Господне», «Бог соделал Господом и Христом Этого Иисуса». Но слово «спасется», которое встречается в этой проповеди лишь однажды, не может заключать в себе ее суть.
Бернард Геце делит эту проповедь на следующие части (в скобках - номера стихов):
1. Исполнение пророчества Иоиля (15 – 21).
2. Дела Иисуса доказывают, что Он – Господь Бог (22 – 24).
3. Давид предсказал, что Мессия будет Царем после воскресения (25 – 31).
4. Распятый Иисус есть Господь и Христос (32 – 36).
Ни в одном из пунктов плана Геце нет слов «спасение» или «спастись». Тем не менее, я готов признать, что апостол Петр говорит о спасении. Но говорит не так, как это делают современные евангелисты.
Суть нынешних «евангелизационных» проповедей сводится к тому, что человек, чтобы спастись, должен совершить определенное действие. А именно, покаяться, причем желательно публично и прямо сейчас. Но Петр говорит не об этом, а о том, что Бог уже сделал для спасения людей. Подробнее о моем понимании спасения см. в главе 3.
О делах верующих в Иисуса речь идет уже после проповеди. И ни апостол, ни его слушатели не подразумевают под этими делами некие условия спасения. Впрочем, я уже писал об этом.

Глава 2
Поведение надзирателя

Относительно истории с надзирателем в Деян. 16, как я тебе уже говорил, у меня было несколько версий. Для письменного изложения я выбрал ту, которая показалась мне наиболее вероятной. И я не настаиваю, что все было именно так, как я написал. Но есть еще 1 момент, на который я хотел бы обратить твое внимание.
Синодальный перевод стиха 26 заканчивается словами: «и у всех узы ослабели». Что это значит – не вполне понятно. Поэтому обратимся к греческому тексту, который гласит: «καί πάντων τά δεσμά άνέθη». Точный перевод: «и у всех оковы рухнули».
Таким образом, все заключенные оказались свободными от цепей. И если арестантов было много (а в тюрьмах держат, как правило, не 4 – 5 человек, а гораздо больше), то вряд ли 1 надзиратель, вооруженный лишь мечом, мог помешать им выйти из открытой темницы. Я думаю, что единственное, что им помешало, - это авторитет апостола Павла. И надзиратель понял, что его жизнь – в руках Павла, т. к. слова апостола было бы достаточно, чтобы заключенные разбежались в любой момент.
Еще раз подчеркиваю, что это всего лишь мои предположения. Я не был очевидцем этого происшествия и не обладаю достаточными знаниями, чтобы уверенно говорить о том, как это было. Но о каком бы спасении ни спрашивал надзиратель, Павел и Сила в стихе 31 говорят о духовном спасении.

Глава 3
Вера и спасение

Когда я писал тебе первое письмо, я понимал спасение слишком узко, т. е. как акт, совершаемый Богом для прощения грешника. Но спасение – это более объемное понятие. Что такое Библия, как не откровение о Божьем плане спасения? Однако в ней идет речь не только о деятельности Бога, но и о деятельности людей. Кроме того, многочисленные места Писания связывают спасение с верой и поступками человека. Поэтому, наверное, я поступил неосторожно, написав, что человек не участвует в своем спасении. Теперь я попытаюсь объяснить, что имел в виду.
Человек не спасает себя сам. Бог спасает человека. Господь делает это, как и ты пишешь, «не по делам и не за веру». Другими словами, в человеке и его поступках нет оснований и причин спасения. Эти основания и причины заключены в воле Бога, в Его милости. Нашу веру и поступки можно считать частью спасения лишь при осознании следующих истин. Бог дает веру. Бог возрождает человека. Бог дает человеку желание, стремление и силу совершать хорошие поступки. Поэтому если человек и участвует в процессе спасения, то только как инструмент Бога.
Но ты пишешь: «Спасение нужно принять». Что ты имеешь в виду? Если речь идет о некоем акте человека, без которого спасение является недействительным, то я это сразу отвергаю. Современные евангелисты таким актом считают покаяние, о чем я уже писал в главе 1. Откуда вообще взялось это выражение: «принять спасение»? Где библейские основания для такого учения?
Спасение – это дар Бога. А Господь дает свои дары не так, как человек. Когда Бог дает нам Духа Святого, Он не спрашивает у нас, готовы ли мы Его принять и хотим ли этого. Конечно, мы не готовы и не хотим! Но Бог просто внедряет в нас Духа Святого, и уже потом наши желания начинают изменяться.
Точно так же Бог дает и веру. И эта вера (только эта – Божья вера) является знаком спасения. А основанием для спасения является искупительная жертва Христа. Бесов их вера не спасает, т. к. Христос за них не умирал. А мертвая вера, о которой пишет апостол Иаков, - это ложная человеческая вера или просто притворство человека, но не Божий дар. Потому что Божья вера неизбежно проявляется в человеческих поступках.

Глава 4
Публичное покаяни
е

В первом письме я просто сравнивал проповедь в Деян. 2 с современными «евангелизационными» проповедями. И я не критикую публичное покаяние в принципе. Я критикую форму этого покаяния и форму призыва к нему в «евангелизационных» проповедях.
В центре проповеди апостола Петра – Иисус Христос. А современные евангелисты проповедуют так, что в центре оказывается человек – объект проповеди – и его решение. Прими спасение, прими покаяние, повтори эту молитву – и ты будешь спасен. Во что верит грешник, откликающийся на этот призыв? В то, что Бог его спасает, или в то, что он сам спасает себя этой молитвой? Или в то, что его спасает проповедник, подсказавший нужные слова для молитвы?
Далее. Некоторые люди рассматривают покаяние как первый ритуал, необходимый для вступления в члены церкви. И кто знает, почему этот человек хочет стать членом церкви? Может, он ищет друзей или хочет выйти замуж? А мы ему говорим, что теперь он спасен!
Но есть и еще более опасное заблуждение. Отдельные мистически настроенные люди полагают, что в момент покаяния произойдет нечто сверхъестественное. Они освободятся от вредных привычек, исцелятся от болезней, перестанут сквернословить и т. д. Такие люди смотрят на формулу покаяния как на заклинание, а на проповедника как на мага. Что это, если не чистое суеверие? Но и эти люди объявляются спасенными!
Зачем вызывать людей, желающих покаяться, вперед? Не каждый решится молиться на глазах множества людей. А другой, наоборот, пойдет только для того, чтобы на него посмотрели: вот, мол, я теперь тоже святой!
Кроме того, эта порочная практика воссоздает институт посредничества между Богом и человеком. Пастор, подсказывая тебе слова молитвы, ведет тебя к Богу (католическое заблуждение). Церковь, выслушивая молитву, делает ее приемлемой для Бога (православное заблуждение).
Теперь о том, как уместно каяться в церкви. Господь дал нам молитву «Отче наш», которая содержит исповедание грехов: «…прости нам грехи наши»..И когда члены церкви произносят эту молитву, к ним могут присоединиться и те, кто впервые пришел на их служение. Даже если они просто скажут «амен», то тем самым присоединятся ко всей молитве.
Такая практика наносит удар по фарисейству в церкви. У членов церкви не будет лишнего повода превозноситься над новообращенными. Никто не выходит вперед, все исповедуют грехи вместе. А то если некоторые боятся сесть за один стол с грешниками, то они и не каются. «Куда там – мы ж святые!» Но перед Богом все равны! И покаяние необходимо всем!
Так что на служениях в церкви я считаю целесообразным произнесение молитвы «Отче наш» как части литургии. А на собраниях людей, не посещающих церковь, уместно сказать о покаянии, не требуя от людей принять сиюминутное решение, никуда их не вызывая и не предлагая им спасение в обмен на их покаяние. Спасение – это не товар, а проповедники – это не торговцы индульгенциями. Мартина Лютера на вас нет!

Глава 5
Камень преткновения

Ты привел несколько ссылок на 1 Тим., где якобы говорится о любви Бога ко всем людям. Посмотрим, о чем там идет речь на самом деле.
Начало 1 Тим. 2 посвящено указаниям апостола Павла о молитве в церкви. Он перечисляет, за кого следует молиться: «за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (стихи 1 и 2). Слово «всех» здесь следует понимать не как буквально каждого, а как все категории людей. Одной из этих категорий являются руководители государств, другой – начальники уровнем пониже. Причем среди этих начальников тоже есть разные ранги.
Помня об этом значении слова «все», переходим к стиху 4: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Здесь речь идет не о спасении каждого человека, а о спасении людей всех категорий. Среди спасенных есть все: и президенты, и чиновники, и рабочие, и интеллигенты, и крестьяне. Апостол Павел пишет о социальных группах, а не о каждом человеке лично. И действительно, если бы Бог хотел спасти буквально всех людей, то Он бы просто спас их, и все! Или ты считаешь, что Ему может кто-то помешать исполнить Его план?
И в стихе 6 говорится о том же: «предавший Себя для искупления всех». Если бы Иисус Христос искупил абсолютно всех, то абсолютно все были бы спасены. Но Он умер только ради избранных, как и сам говорит об этом в Иоан. 10,15: «жизнь Мою полагаю за овец». Ведь не все люди – овцы. Есть и козлы, и волки. Но среди избранных есть представители всех сословий, и именно об этом пишет апостол Павел. Подобным образом следует понимать и 1 Тим.4,10.
В Писании есть множество мест, которые говорят об избрании к спасению и о предопределенном искуплении. Я их не привожу за недостатком времени. Добавлю только следующее. Если бы Христос умер за всех людей (как за избранных, так и за тех, кого надлежит осудить), то Его жертва была бы напрасной. А такая точка зрения принижает значение смерти Христа и делает из нее какую-то чудовищную клоунаду.
Я предполагаю, что эта глава вызовет у тебя бурю эмоций. Но и Библия, и здравый смысл свидетельствуют о том, что лишь часть людей избрана Богом, и именно их Он спасает.




Категория: Переписка с Сергеем | Добавил: пасторШланг (17.05.2009) | Автор: пастор Шланг E
Просмотров: 748 | Теги: теология, дискуссия | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]