Третье письмо Сергея пастору Шлангу
Прежде чем я отвечу на главу 5, хочу еще немного внимания уделить главе 4 – вопросу покаяния. Ты пишешь, что мы якобы учим: «Прими спасение, прими покаяние (?), повтори эту молитву – и ты будешь спасен». И еще, есть у тебя такие слова: «объявляются спасенными». Может быть, ты в самом деле видел подобную практику, а может, научен из тех книг, авторов которых ты цитируешь в своем третьем письме, но я в церкви такого учения о покаянии не слышал. Напротив, с самого начала я слышал и слышу о покаянии следующее. Слово «покаяние» имеет смысл «передумать». Это не эмоции и не ритуал. Это – твердое решение. Как пишет Дерек Принс (этот проповедник и учитель в свое время изучал древнегреческий язык, а также латынь, иврит и арамейское наречие), в греческом оригинале Нового Завета глагол «метанойен» переводится на русский язык как «покаяться». Этот глагол, пишет Дерек Принс, на протяжении истории греческого языка, начиная от классического древнегреческого до новозаветного, имеет явный и определенный смысл. «Метанойен» всегда означало «передумать». Далее, тот же автор говорит, что в Ветхом Завете слово, которое переводится чаще всего как «покаяться», означает «повернуться», «вернуться», «возвратиться». Итак, новозаветное слово означает внутреннее решение, ветхозаветное слово свидетельствует о внешнем факте возвращения, поворота, который является выражением внутренней перемены ума. Из всего вышесказанного следует, что покаяние можно определить так: это внутреннее изменение ума, проявляющееся во внешнем возвращении или повороте, с целью пойти в совершенно новом направлении. Примером в Писании служит притча о блудном сыне (Лук. 15,11-32). Сын принял решение: «Встану, пойду к отцу моему» (стих 18). А в стихе 20 он приводит свое решение в действие. Это – истинное покаяние, т. е. внутреннее решение и исполнение этого решения. О покаянии в таком смысле я и слышал всегда в церкви. Т. е. человеку нужно лично принять решение: 1) в своем уме признать себя погибшим грешником (основание – Слово Божие); 2) обратиться к Богу и последовать за Христом (значит жить уже не прежней жизнью, но новой, которую через Слово открывает нам Господь). К этому нужно добавить, что в церкви я всегда слышал от братьев постоянное увещание «принести плоды покаяния». Это не что иное, как то, что я написал выше, - жить не прежней жизнью (по своей воле), но новой, которую через Слово открывает нам Господь. Как написано в Послании к Ефесянам: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Но ты называешь это «порочной практикой» (?). Чтобы бросаться такими словами, нужно, по крайней мере, указать, в чем заключается порок. И этого, считаю, недостаточно. Нужно привести примеры из жизни, которые показывали бы действие «порочной практики». А так совсем не понятно, что ты хочешь этим сказать. Если те тысячи людей, которые сегодня наполняют евангельские церкви, познали Бога, служат Ему, проповедуют Евангелие, и подавляющее большинство из них стали таковыми (сделали свой первый шаг к Богу) через «порочную практику» публичного покаяния, то слава Богу за такую «порочную практику». Теперь перейдем к главе 5, называемой «Камнем преткновения». Действительно, эта глава будет камнем преткновения. Так как в ней я хочу не только ответить, но и сказать нечто, что, думаю, будет главным для того, чтобы мы могли понимать друг друга. Без этого главного, если его не признать, не может быть единства ни в понимании Слова Божьего, ни в вере. Скажу прямо, что с натяжкой могу принять твое толкование 1 Тим. 2 как главы о категориях людей. Но в 1 Тим. 4,10 уже не могу признать этой темы, т. к. в выражении «Спаситель всех человеков, а наипаче верных» я нахожу противопоставление слову «всех» слова «верных». Слово «наипаче» (т. е. более всего) для того и употреблено, чтобы показать, что Господь для верных является Спасителем фактически, а для всех – условно. Мною поставлены вопросы («Второе письмо Сергея пастору Шлангу»): «Является ли Божье спасение условным? Если да, то каковы эти условия? Как человек участвует в спасении?» Поскольку эти вопросы пересекаются с вышесказанным, то теперь самое время на них ответить. Да, Божье спасение условно. Оно - для всех людей (не категорий), но условно. Я понимаю так, что Бог открывает нам Свою волю, не подавляя человеческую. Господь открывает нам, что Он нас любит, что Он все совершил для нашего примирения с Ним. Но человек должен добровольно, подчеркиваю, добровольно принять Божий дар спасения. Человек может этот дар и отвергнуть. А иначе, зачем употреблять слово «Завет», т. е. договор? Если есть завет, то обязательно есть условие. Условия Нового Завета изложены в Евангелии. Это, прежде всего, вера в то, что Иисус умер за наши грехи и всякий (опять подчеркиваю, всякий) человек, верующий в это, получает прощение грехов и примиряется с Богом, если будет жить в соответствии с учением Христовым, как я уже писал о покаянии. Условия эти нельзя обойти. Смерть Христа за всех не принижается неверием людей, т. к. здравый смысл подсказывает: осудить человека за неверие можно только тогда, когда он не верит и не пользуется тем, что ему предлагают. Но как судить того, кому ничего не дают, а потом еще говорят: «Ты осужден, потому что не поверил». Вот это уже клоунада! В жертве Христа за всех людей я вижу великодушие и человеколюбие нашего Бога, который уплатил за грехи всего мира (1 Иоан. 2,2) и объявил об этом всем людям: «Идите по всему миру и проповедуйте … всей твари. А если кто не принимает, то не потому, что Бог для них не предназначил, а потому, что … более возлюбили тьму, нежели свет» (Иоан. 3,19). Как написано в Евангелии от Луки в стихе 30 главы 7: «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (!). И еще в Деян. 13,46: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя (не Бог – прим. мое) делаете недостойными вечной жизни…» Из всего сказанного выше видно, как человек может участвовать в спасении: добровольным принятием воли Божьей для себя. А в волю Божью входит вера, покаяние, жизнь по заповедям, жизнь по благодати и т. п. Таким образом я понимаю и Христово искупление. Христос искупил всех, т. е. уплатил за всех людей, но автоматически человек не становится спасенным. Слово о Христе проповедуется, и в него нужно поверить. Если я не поверю, что у меня есть наследство, и в своем неверии ничего не сделаю для того, чтобы реализовать право на наследство, то, конечно же, я останусь без него. Хотя завещатель мне его завещал. Но ты скажешь: «Бог не делает что-то напрасно». Да, но Бог и предупреждает, что ожидает в противном случае. Мы не должны забывать, что человек идет в погибель. Бог, как никто другой, знает об этом. Он не может не предложить спасения. А для того, чтобы предложить, нужно совершить дело спасения (уплатить за грехи), что Бог и сделал. Теперь о главном. «Скрытое принадлежит Господу, а открытое нам» (Втор. 29,29) В Писании действительно много мест, которые говорят об избрании и предопределении. Но истина состоит в том, что в Писании ясно изложены две доктрины: 1. О Божьем предопределении и полном всевластии; 2. О свободной воле человека. Как их соединить, мы не знаем. Мы не можем даже представить, как можно одновременно все знать и предопределить, оставив свободу выбора. Для нас это тайна. Но если мы не можем понять, то для чего об этом говорить? Доктрина о предопределении открывает для нас всемогущество Бога, Его всеведение, непостижимую мудрость. Бог для нас, верующих, становится, действительно, скалой, непоколебимым основанием нашей веры. Доктрина о предопределении – для нашей веры, она ее вдохновляет и укрепляет. Благодаря этой доктрине, через веру, приходит покой в наши сердца, т. к. нам открывается план Бога, что мы Его, что Он был нашим Отцом еще до сотворения мира, что Он нас избрал во Христе прежде всего творения. Все это приводит нас к неизреченной радости, благости и умиротворению. Доктрина о свободной воле человека – для наших взаимоотношений с Богом. Именно по этой доктрине Бог устанавливает взаимоотношения с нами. И Ветхий Завет, и Новый Завет ясно говорят об этом. Вопрос о свободной воле настолько серьезен, что он обсуждается во всей Библии и на нем стоят все заповеди. Серьезность вопроса еще и в том, что человек может идти за Богом, но если отречется, то погибнет. Настолько свободная воля человека действительно свободна. Доктрина о предопределении – это Божественный уровень. Доктрина о свободной воле – это человеческий уровень. Иисус Христос – Бог и человек в одном лице. Как Бог Он знает и может все, но Он пришел к нам, став человеком, и сегодня Он – воскресший из мертвых человек. У Бога нет деления на прошлое, настоящее и будущее. Человек же живет во времени, и Бог общается с человеком на человеческом уровне. Я еще раз повторяю, что эти две доктрины нельзя соединить ни в жизни, ни в мыслях. Всякое соединение или разъединение (это когда признают только свободную волю или только предопределение) приводит к ересям и к учениям, которые уводят человека от спасения. Нужно учесть, что мы не играем в свободную волю, как это происходит с теми, кто все же пытается соединить две эти доктрины и жить по ним. Свободная воля – не игра, прежде всего потому, что мы настолько свободны, что даже можем отвергнуть спасение. Кто-то поверит, что если ты предопределен к спасению, то, как бы ты ни поступал, Бог накажет, но ты не погибнешь. Но почему бы тогда не предопределить каждый шаг человека, а не только спасение? Христос не играл роль человека. Хотя Он пришел на землю по совету, состоявшемуся на небе, и все знал наперед, но, будучи человеком, Он жил по доктрине свободной воли, а не по доктрине предопределения. Поэтому, и только поэтому Он плакал об Иерусалиме, скорбел об ожесточении сердец фарисеев, «с великим воплем вознес моления могущему спасти Его от смерти». А тот, кто говорит, что знает, будто предопределен к спасению, и живет, как хочет, просто играет в театр. Бог не играет с нами в театр. Все Его заповеди, да и все слова, обращенные к человеку, – просьбы, повеления, уговоры – это не игра, это по-настоящему. Во Второзаконии Моисей увещевает народ соблюдать Закон. Заметь, увещевает на полном серьезе, это не игра, хотя мы знаем и говорим, что Закона никто исполнить не может. Моисей говорит, чтобы соблюдали все заповеди, ибо в них жизнь, а в стихе 29 главы 31 говорит: «Я знаю, … постигнут вас бедствия». Бог открыл ему, что народ не будет соблюдать всех постановлений. Все это еще раз указывает на существование двух доктрин: о предопределении и о свободной воле. Но взаимоотношения Бога с человеком строятся на основании доктрины о свободной воле человека. Все, что я писал об искуплении и о спасении, нужно понимать в свете доктрины о свободной воле. Если в уме держать предопределение, ничего не получится, мы не поймем друг друга. Тот, кто хочет видеть во взаимоотношениях Бога с человеком предопределение, а свободную волю – только в некоторых случаях, обязательно заблудится. Все заповеди Господа, все предупреждения об отпадении в таком случае размываются, все становится, как написано: «Заповедь на заповедь». Человек теряет направление и двигается, как в тумане, постоянно меняя свой маршрут, но думая, что все равно дойдет до цели. Это обман, дорога в никуда здесь, на земле, и в погибель после земной жизни. Да сохранит Господь. | |
| |
Просмотров: 677 | | |
Всего комментариев: 0 | |