Сущность и деятельность Бога
Человек должен познавать Бога. Это связано с напряженной умственной деятельностью: глубоким изучением Писания, мучительными поисками Божьей воли, постоянным размышлением над проблемами. Зачем все это? Для того чтобы мы научились видеть в Боге единственный источник добра и научились истинно поклоняться Ему. Не может быть настоящего поклонения без настоящего познания. «Все люди воздают почести Богу, но немногие почитают Его истинно, ибо все соблюдают внешнюю благопристойность, но очень немногие преданы Богу всем сердцем» (Жан Кальвин).
Бог обладает множеством различных качеств. Сейчас мы остановимся лишь на трех из них: неизменности, любви и суверенной воле.
Сущность Бога не подвержена изменениям. Так же постоянны и Его намерения и обещания. Даже когда Библия говорит, что Он сокрушается или раскаивается в Своих поступках, это всего лишь попытка рассказать о Божьих мыслях человеческим языком.
Божья любовь включает в себя 3 составляющие: благодать, милосердие и долготерпение. В теологии многих протестантских церквей любовь занимает центральное место. Даже слова «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4,8) зачастую толкуются так, как если бы было сказано: «Любовь есть Бог». В действительности, любовь является одним из многих атрибутов Бога, и нет оснований выделять ее среди других Божьих качеств.
Воля Бога является причиной всех явлений. Это ключевое положение реформатской доктрины. Существуют тайная воля и явная воля Бога. Об этом говорится во Втор. 29,29. Примеры тайной Божьей воли: Ис. 55,8.9; Рим. 8,28.29; 11,33.34; Еф. 1,5.9; Кол. 1,26.27. Примеры явной Божьей воли: Мат. 12,50; Иоан. 4,34; 6,40; 7,17; 15,14. Под тайной волей Бога имеется в виду первопричина всего происходящего, сила, которая действует через все существа, вещи и явления. Под явной волей Бога подразумеваются Его заповеди и наставления, открытые для человека. Итак, все, что произошло, происходит или будет происходить, было запланировано Богом. В связи с этим, возникает интеллектуальная проблема: не является ли Он автором греха? На это можно дать следующий ответ. Бог наделил Свои создания свободной волей, а значит, допустил возможность грехопадения. Но Он не принуждал их грешить, они совершали выбор самостоятельно. Более глубокое понимание этого вопроса находится за пределами человеческого разума.
Бог действует согласно Своему замыслу, который можно представить как программу, предопределяющую все события. Помешать реализации этого замысла не могут ни люди, ни дьявол, и даже Сам Бог никогда не совершит ничего, что противоречило бы изначальной программе. Будет ли человек послушен Ему или нет, будет ли человек иметь веру или нет – в любом случае все, что Бог запланировал, неизбежно произойдет.
Одни люди заранее предопределены Богом к спасению, другие – к осуждению. Послание к Римлянам наиболее ясно выражает мысль, что лишь часть человечества будет помилована, хотя и все люди являются грешниками (1 Пет. 2,8.9; Рим. 9,17.18.21.23; 11,7; 2 Тим. 2,20). Такая постановка вопроса не противоречит Божьей справедливости. Бог вправе наказать вечными мучениями каждого человека. Но Творец решил прославиться через избрание отдельных людей к спасению, оставив прочих нести заслуженное наказание. В избрании проявляется Божья милость (Исх. 33,19; Рим. 9,14.15).
Божий замысел реализовывался в следующем порядке:
1. Бог создал человека.
2. Бог позволил ему впасть в грех.
3. Бог отобрал некоторых людей и подарил им вечную жизнь, оставив без внимания остальных.
4. Бог открыл для избранных путь спасения.
Весь видимый и невидимый мир был сотворен Богом. Процесс творения описан в главе 1 Книги Бытие и с трудом согласуется с теорией эволюции, весьма распространенной в наше время. «Некоторые считают, что теория эволюции может заменить собой доктрину творения в объяснении происхождения мира. Но это абсолютно не так, поскольку теория эволюции не объясняет происхождения мира. Эволюция – это развитие, а всякое развитие предполагает существование того, что должно развиваться. Несуществующее не может развиваться. Для объяснения происхождения мира сторонники теории эволюции должны либо использовать положение, что материя вечна, либо исходить из доктрины творения» (Л. Беркоф).
Заканчивая рассмотрение доктрины о Боге, нам следует сказать несколько слов о провидении. Провидением называется деятельность Бога, направленная на реализацию Его замысла. Оно состоит из трех частей: попечение, соучастие и руководство. Бог является источником всего происходящего. Он контролирует все процессы, заботится о каждом живом существе. Это значит, что ни человек, ни природные силы не могут действовать независимо от Бога. Сотворив нас, Он не оставил нас, а продолжает непостижимым образом управлять нашими поступками, даже когда они, казалось бы, противоречат Его воле. Он не только Творец, но и Владыка всего существующего (1 Тим.6,15.16; Отк. 19,6.16).

Категория: Особенности кальвинистской теологии | Добавил: пасторШланг (21.06.2009) | Автор: пастор Шланг E
Просмотров: 800 | Теги: теология, кальвинизм | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]