Христос и искупление
Живя на земле, Христос выполнил 3 миссии: пророческую, священническую и царскую. Как пророк Он передавал людям информацию, которую получал от Бога. Согласно Ветхому Завету, получение этой информации может происходить в видениях, во сне или посредством устного сообщения (И.Н. 11,6; Ис. 6; Иер. 1,4-10; Деян. 10,16). Затем пророк передает это народу устно или с помощью специальных действий.
Священническая миссия Христа заключалась в том, что Он представлял людей перед Богом. Христос принес Себя в совершенную жертву, которая включает в Себя все известные виды жертвоприношений. Это и жертва за грех, и всесожжение для посвящения себя Богу, и мирная жертва. Кроме того, Бог является ходатаем за избранных людей перед Отцом. «Христос является заступником не только верующих, Он является заступником всех избранных, будь они верующими или все еще неверующими (но которые обязательно уверуют!) (Иоан. 17,20)» (Л. Беркоф).
Христос как царь является правителем Божьего Царства. Церковь – это единственная организация этого царства, существующая на земле. В некоторых случаях (хотя и далеко не всегда), когда Библия говорит о Божьем Царстве, имеется в виду именно церковь.
Бог предопределил спасти грешников через искупление, и единственным, способным совершить это искупление, стал Христос (Лук. 2,14; 2 Кор. 5,18; Кол. 1,19.20).
Искупление направлено, в первую очередь, на Бога, и лишь во вторую очередь – на человека. Человек причинил Богу зло, нарушив договор, заключенный Богом и Адамом. Искупление, которое является возмещением этого зла, предлагается потерпевшей стороне, т. е. Богу. Вследствие искупления, совершенного Христом, Бог примирился с человеком (2 Кор. 5,19.20; Кол. 1,19.20). Примирение человека с Богом – это уже второстепенная задача искупления.
Кого же охватывает искупление? На этот счет существует 2 точки зрения. В большинстве христианских конфессий считается, что Христос искупил всех людей и спасение каждого из них зависит от его личного выбора. Кальвинисты, напротив, верят, что искуплены лишь те люди, которые заранее предопределены для этого Богом. Христос пришел, чтобы примирить Бога с людьми и оправдать их перед Ним (1 Иоан. 3,5; Рим. 3,22.23; 5,10; 2 Кор. 5,21; Гал. 1,4). Но жизнь Иисуса была отдана за ограниченный контингент людей (Мат. 1,21; Иоан. 10,15; 15,13; 17,19; Рим. 8,32-35; Еф. 5,25-27). Если допустить, что Христос умер за всех людей, но значительная их часть это отвергла, то можно заключить, что Его смерть была, отчасти, напрасной. Это утверждение является ложным еще и потому, что люди не могут помешать реализации Божьих планов. Если бы Бог хотел спасти всех людей, то именно так Он бы и сделал.
В качестве возражения ссылаются на места Библии, где говорится, что Христос умер за всех людей: 2 Пет. 3,9; 2 Кор. 5,14; 1 Тим. 2,4.6; Тит. 2,11. Но слово «все» в Библии иногда употребляется не в абсолютном, а в ограниченном смысле. Если не учитывать этого, то можно предположить, что абсолютно все люди уже спасены, как и утверждают некоторые лжехристианские культы.
Искупительную работу, начатую Христом, сегодня продолжает Дух Святой в сердцах людей. Одним из важнейших ее аспектов является общая благодать. Под этим понятием подразумевается благотворное влияние Духа Святого на человеческие сердца и общие милости, которые Бог оказывает всем людям.
Одним из каналов воздействия общей благодати является общественное мнение. «Свет Божий, сияющий в природе, особенно если он усилен светом специального откровения, приводит к формированию того общественного мнения, которое находится в гармонии с законом Божьим» (Л. Беркоф).
Многие протестанты считают, что принятие искупления и возрождение являются актами человеческой веры. Кальвинисты утверждают, что это исключительно Божьи действия. Человек начинает сотрудничать с Богом только после своего возрождения.
Возрождению предшествует обращенный к грешнику Божий голос, т. е. предложение принять спасение. Человек обязан откликнуться на этот призыв, иначе вина человека усугубится.
Возрождение можно определить как божественный акт, в результате которого человек получает новую жизнь и начинает в ней действовать. Возрождение в более широком смысле может означать все вышеуказанное плюс обращение. Возрождением в более узком смысле называется процесс зарождения новой жизни в человеке.
Возрождение является мгновенным действием. Оно не созревает в душе постепенно, не состоит из нескольких этапов. Более того, оно происходит совершенно неосознанно для человека. Он способен различить лишь результаты этого подсознательного процесса.
Итак, возрождение относится к исключительной компетенции Бога. Это утверждение оспаривается многими протестантами. Они говорят, что возрождение является результатом совместных действий Бога и человека. Причем решающая роль отводится человеку, который, руководствуясь свободной волей, может последовать призыву Духа Святого или отвергнуть его.
Для обозначения обращения в Ветхом Завете используются 2 слова. «Первое из них nicham означает «раскаяться» и связано с изменением планов и действий. Второе shubh имеет смысл «обратиться» или «возвратиться после долгого отсутствия» (Л. Беркоф).
В Новом Завете обращение чаще всего обозначается словом melanoia, которое переводится как «изменение в сознании».
Обращение – это всего лишь внешнее проявление возрождения и сопутствующих ему изменений в жизни человека.
Обращение включает в себя покаяние, которое, в свою очередь, состоит из трех элементов:
1. Разумный, который заключается в осознании своей греховности (Рим. 3,20).
2. Эмоциональный, т. е. глубокое сожаление о своей неправедности перед святым и справедливым Богом (2 Кор. 7,9.10).
3. Волевой, который состоит в твердом решении раскаяться и изменить свою жизнь (Рим. 2,4).
Обращение далеко не всегда сопровождается явным духовным кризисом в жизни человека. Кризис имеет место лишь в тех случаях, когда происходит обращение человека, жившего вдалеке от Бога долгое время.
Составным элементом обращения является и вера, которая бывает постоянной и временной. Временный характер веры отнюдь не указывает на ее лицемерность, т. к. сам человек считает ее истинной.
Семена истинной веры сеются в сердце человека еще при возрождении. Вера является продуктом деятельности нового, возрожденного, человека.
Вера предполагает знание учения. Здесь кальвинисты принципиально расходятся с католиками, которые полагают, что верующим можно считать даже духовно невежественного человека. «Согласно доктрине римско-католической церкви, человек, готовый полностью согласиться с учением церкви без подлинного знания о том, что это учение собой представляет, может рассматриваться как верующий» (Л. Беркоф).
Под оправданием в Библии понимается не превращение в праведника, а объявление праведником.
Оправдание – это божественный акт, в результате которого грешный человек объявляется праведным на основании праведности Иисуса Христа. Оно, в отличие от возрождения и обращения, не является обновляющим процессом. Оправдание изменяет не фактическое состояние, а юридический статус человека. Оправдание совершается лишь однажды, в отличие от освящения, которое длится на протяжении всей земной жизни человека.
Оправдание гарантирует окончательное и полное прощение всех прошлых, настоящих и будущих грехов.
Понятие освящения в сознании многих христиан связывается с нравственным усовершенствованием человека. На самом деле, основная идея освящения заключается в другом.
Нравственное совершенство и святость – это далеко не одно и то же. Человек может добиться больших успехов в изменении своего поведения, но так и не шагнуть на путь истинного освящения. А оно предполагает изменение сознания и поведения человека по отношению к Богу. Для того, кто встал на этот путь, гораздо важнее угодить Богу, чем людям. Итак, освящение можно определить как деятельность Духа Святого, которая духовно обновляет человека и дает ему возможность совершать хорошие поступки.
«Освящение не является, подобно оправданию, юридическим актом Бога, а является нравственной и воссоздающей деятельностью, посредством которой грешник обновляется в своей внутренней сути и получает возможность все более соответствовать образу Божию» (Л. Беркоф).
Освящение, так же, как возрождение, обращение и оправдание, является действием Бога. Склонность к благочестивой жизни, заложенная при возрождении, усиливается под влиянием Духа Святого, и человек начинает изменять свою жизнь.
Изменения внешней жизни человека являются неизбежным следствием изменений, произошедших в его душе (1 Кор. 6,15.20; 2 Кор. 5,17).
В освящении непосредственное участие принимает и сам человек, т. к. Бог повелевает нам воздерживаться от греха и вести благочестивую жизнь (Иоан. 15,8.16; 1 Пет. 3,9; Рим. 8,12.13; 12,12.16.17; 1 Кор. 6,9.10; Фил. 4,8; Отк. 22,11).
Несмотря на все старания, человек не может совершенно освятиться в земной жизни. Он должен регулярно молиться о прощении грехов (Иов. 9,3; 14,4; Пс. 50,7; 129,3; Прит.20,9; Ис. 64,6; Дан. 9,16; Мат. 5,28; Рим. 7,14).
Выражением освящения являются добрые дела. Невозрожденные люди также могут совершать хорошие поступки (4 Цар. 12,2; 14,3; Лук. 6,33). Однако действия возрожденных и невозрожденных людей отличаются в корне. Только обновленный Духом Святым человек способен творить добрые дела с целью угодить Творцу и прославить Его. У неверующих мотивы поступков иные. Эти люди также иногда делают добро, но руководствуются при этом общественными нормами морали, собственными принципами или чем-то иным. Настоящие добрые дела, в духовном смысле, могут творить только христиане.
Мы должны совершать добрые дела, но они отнюдь не являются необходимым условием нашего спасения. Мы спасаемся по благодати, а не по делам. Души умерших младенцев идут в Небесное Царство, хотя они не успели сделать какое-то добро. Тем не менее, нам нужно творить добрые дела, исходя из следующих соображений:
1. Бог требует этого (Рим. 8,12.13; Гал. 6,2).
2. Это плоды веры (Иак. 2,17.20-22; Евр.11,17).
3. Это выражение благодарности (1 Кор. 6,20).
4. Это проявление добродетели (2 Пет. 1,5-10).
5. Это проявление Божьей славы (1 Кор. 10,31).
«Христианин не может потерять статус благодати Божией» (Л. Беркоф). Настоящий верующий – это стойкий верующий. Стойкостью называется деятельность Духа Святого, с помощью которой действия благодати внутри человека продолжаются до своего завершения.
Верующий всегда находится под влиянием Божьей благодати (1 Кор. 1,8; Фил. 1,6; 2 Фес. 3,3; 2 Тим. 1,12; 4,8.18). Это утверждение можно доказать так:
1. Оно является следствием доктрины избранности, утверждающей, что благодать действует в нас по заслугам Христа, независимо от нашего собственного поведения.
2. Христос постоянно ходатайствует за верующих (Рим. 8,34; Евр. 7,25).
3. Люди, искренно принявшие Христа, не могут пренебречь Им и выйти из-под влияния Его любви.
Иногда утверждают, что доктрина стойкости верующих ведет к духовной лени и моральной распущенности. Но Библия говорит, что люди должны вести благочестивую жизнь. Для христиан Божьи заповеди остаются в силе, хотя спасение уже гарантировано.


Категория: Особенности кальвинистской теологии | Добавил: пасторШланг (22.06.2009) | Автор: пастор Шланг E
Просмотров: 1020 | Теги: теология, кальвинизм | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]