Церковь и Божья милость
Католики считают иерархию необходимым атрибутом истинной церкви. Кальвинисты же полагают, что сущность церкви заключается не во внешних атрибутах, а в духовном единстве христиан.
Церковное единство выражается в богослужениях, поведении христиан, атрибутах церкви как организации и в других факторах.
Вопреки мнению католиков, только невидимая церковь, состоящая из всех верующих мира, является соборной.
Главным признаком истинной церкви является проповедь Слова Божьего. «Церковь, максимально приверженная Слову Божьему, является лучшей церковью» (Л. Беркоф).
Основным звеном управления реформатской церкви являются советы местных общин. Они делегируют часть своих полномочий более высоким руководящим органам – пресвитериям, а те, в свою очередь, - синодам. Каждая местная церковь обладает значительной степенью самостоятельности в принятии решений. Все же, эта самостоятельность ограничивается, поскольку интересы одной общины не должны преобладать над интересами общей церкви.
Основными служителями церкви являются пресвитеры, или епископы. Эти 2 термина означают одно и то же, хотя первый указывает больше на возраст священника, а второй – на функцию.
Служитель призывается Богом. Этот призыв не является актом сверхъестественного откровения, а постепенно проявляется в жизни человека. Верующий, призванный на служение, желает нести его и осознает, что имеет к этому способности.
Коллективными органами управления церковью являются советы, пресвитерии и синоды. Совет состоит из пресвитера и диаконов отдельной местной церкви. Пресвитерии включают в себя по одному пресвитеру и диакону от каждой общины определенного региона. Представители пресвитерий образуют национальный синод – высший орган реформатской церкви в стране. Иногда существуют и частные синоды, которые являются промежуточным звеном между национальным синодом и пресвитериями. Руководителем национального синода является суперинтендант или епископ.
Совет местной церкви избирается на ее общем собрании, как это было в апостольские времена. Он состоит из пресвитера и диаконов (Деян. 14,23; 20,17; 21,18; Фил. 1,1; 1 Тим. 3,1; 5,17; Тит. 1,5).
Органы управления церковью имеют представительский характер. Совет, непосредственно избранный верующими, делегирует своих представителей в пресвитерию, а она – в синод. Чем выше руководящий орган, тем дальше он отстоит от интересов и нужд людей, а, следовательно, тем менее необходим. «Церковные ассамблеи, естественно, должны решать только проблемы, относящиеся к деятельности церкви, доктринальные и нравственные вопросы, вопросы церковного управления и дисциплины, вопросы обеспечения единства и порядка в церкви Иисуса Христа» (Л. Беркоф).
Определенной властью в церкви обладают все верующие (1 Кор. 5,13; 6,2-4). Но особую власть имеют служители, через которых церковью руководит Бог. Они избираются церковью, но полномочия получают непосредственно от Христа, Который является ее главой.
Различают 3 вида церковной власти: наставническая власть, руководящая власть и служение милосердия. Одним из проявлений наставнической власти является составление символов веры, содержащих основы христианского учения. Это особенно необходимо в смутные времена неверия. Другой обязанностью церкви является поддержка теологических исследований, которые необходимы, чтобы увеличивать познание Бога и готовить кадры для руководства церковью.
Руководящая власть церкви выражается в том, что церковь издает собственные установления, регулирующие те или иные стороны ее деятельности. Эти установления могут определять, например, порядок поощрения верующих и наложения на них взыскания, форму проведения богослужений и т. д. главные и непреложные принципы функционирования церкви изложены в Слове Божьем, а для введения их в действие в конкретных условиях она может создавать дополнительные правила. Кроме того, она может и даже должна наказывать христиан, совершающих публичные грехи. Если же грех направлен против конкретного человека, то дисциплинарное взыскание может быть наложено лишь после того, как грешнику будут предъявлены обвинения, порядок которых указан в Мат. 18,15-17.
Милосердие, т. е. помощь бедным, является необходимым служением церкви (Прит. 22,8.9; 28,27; Деян. 6,1; 24,17; Рим. 12,13; 2 Кор. 8,9; 9,6.7.12-14; Гал. 2,10; 6,10; Еф. 4,28; 1 Тим. 5,10.16).
Центральное место в церкви должно быть отведено Слову Божьему, которое состоит из двух частей: Ветхий Завет (закон) и Новый Завет (Евангелие). Они связаны теснейшим образом, т. к. закон учит полагаться на Евангелие, а оно велит соблюдать закон. Новый Завет указывает на актуальность закона и в наши дни (Иак. 2,8-21; 1 Иоан. 3,4; Еф. 6,2; Тит. 1,16; 3,8.14).
Важную роль в жизни церкви играют таинства. «Таинство – это форма специальной помощи человеку, обращенная не к слуху, а к зрению, и поэтому более эффективно на него действующая. Общее между словом и таинством заключается в том, что их творцом является Бог, их содержанием – Иисус Христос и познаются они через веру. В то же время между ними имеются достаточно важные различия: (1) Слово абсолютно необходимо, тогда как таинство – нет; (2) Слово может как порождать, так и укреплять веру, тогда как таинство может только укреплять уже имеющуюся веру; (3) Слово может быть воспринято всеми, тогда как таинство предназначается только для тех, кто находится в завете» (Л. Беркоф).
Таинство можно определить как действие, посредством которого Божья благодать передается людям.
Таинства нужны, т. к. участвовать в них повелел Бог. Но следует отметить, что они не являются необходимым условием для спасения.
При участии в таинстве люди получают ту же благодать, что и при чтении и слышании Слова Божьего. Благодать, принимаемая в таинстве, лишь дополняет меру благодати, полученную ранее от Слова Божьего.
Одним из таинств является крещение. Сегодня протестанты много спорят о его ритуале, но остается неоспоримым, что Христос не установил определенной формы проведения крещения.
Взрослый человек, прежде чем его крестят, должен дать обещание веры и послушания Богу. Церковь принимает обещание на слово, если только нет явных причин, заставляющих сомневаться в его истинности. Ответственность за искренность обещания возлагается на человека, который его дает.
В другом таинстве – Господней вечере – вообще участвуют исключительно взрослые. Это объясняется тем, что дети неспособны нести ответственность за свои поступки.


Категория: Особенности кальвинистской теологии | Добавил: пасторШланг (22.06.2009) | Автор: пастор Шланг E
Просмотров: 2885 | Теги: теология, кальвинизм | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]