Место Лютера в Реформации
Однажды студент Эрфуртского университета возвращался в «альма матер» после летних каникул. Путь его лежал через темный лес. Внезапно поднялся страшный ураган, и началась гроза. Студент попытался укрыться под большим деревом, но в это дерево ударила молния. Он упал на землю и сильно поранил себе бедро кинжалом, висевшим на его поясе. Боль, ужас и отчаяние объяли студента. Молодой человек закричал: «Святая Анна, помоги мне! Я обещаю посвятить свою жизнь Богу!» Так произошло обращение студента Мартина Лютера, которому Господь приготовил великую судьбу – быть лидером Реформации.
Лютер родился в ноябре 1843 года в Эйслебене. Родители Мартина – Ганс Лютер и Маргарет Линдеманн – принадлежали к среднему классу. Мартин получил лучшее образование, которое было доступно в провинциальном германском городе. Затем молодой Лютер поступил в Эрфуртский университет, т. к. собирался стать юристом. Однако случай с грозой кардинально изменил его жизнь. Лютер, пообещавший служить Богу, уходит в августинский монастырь в Эрфурте.
Отец Лютера противился вступлению Мартина в монастырь. Лютеру потребовалось немало времени, чтобы добиться согласия отца. Он согласился без всякого желания, приняв решение сына как Божье наказание.
Об условиях жизни в монастыре. Лютер, как и всякий монах-августинец, жил в неотапливаемой келье. Из мебели в ней были только стол, стул, лежанка и светильник. Монах должен был соблюдать молчание и посты, участвовать в общих молитвах, которых было 7 в течение суток, в т. ч. ночью. Выходить за пределы монастыря строго запрещалось. Ежедневно монах должен был читать Библию и анализировать свое поведение и свои мысли в ее свете. Обнаружив любую, даже самую малую провинность, следовало исповедовать ее вначале своему наставнику, а затем и всем братьям.
Лютер последовательно принял 3 посвящения, которые позволяли ему служить мессу в церкви. На свою первую мессу он пригласил, в частности, отца, а также своего друга Иоганна Брауна. Впоследствии Лютер рассказывал, что переживал страх перед величием Бога, с которым соприкасался во время священнодействия.
В 1508 году Лютер становится профессором в Виттенбергском университете. В процессе научных занятий теологические взгляды Лютера начинают изменяться. Молодой профессор понимает, что Бог не требует от человека искупления грехов. Оно уже совершено Иисусом Христом, а мы должны просто верить в это. Через веру мы получаем праведность, и эта праведность не осуждает, а оправдывает нас. Таким образом, мы получаем спасение не через добрые дела, а только через веру. Осознанию Лютером этих истин помогло и его путешествие в Рим.
Вскоре Лютеру представилась возможность применить то, что он узнал. В 1517 году он вывесил для обсуждения в университете 97 тезисов, в которых излагал свои новые взгляды. К сожалению, эти тезисы не вызвали у общественности никакого интереса. Зато следующие тезисы Лютера вызвали не просто интерес, а широчайшее религиозно-политическое движение, охватившее всю Европу. Впрочем, обо всем по порядку.

Рядом с Виттенбергом монах Тетцель, присланный самим Папой, развернул продажу индульгенций. Это были особые документы церкви, якобы дававшие их покупателю полное прощение всех грехов. Такой «бизнес» приносил огромные доходы. Лютера все это возмущало, и он решил выступить с протестом. Так появились на свет знаменитые 95 тезисов. Лютер прибил их к двери собора в Виттенберге. Надо сказать, что этот поступок сам по себе не был чем-то из ряда вон выходящим. В то время двери церкви часто использовались как доска объявлений. И профессор Лютер просто предложил свои идеи для обсуждения. Да и сами идеи не были чересчур революционными. В тезисах предлагалась лишь незначительная реформа католической церкви. Тогда Лютер еще не подвергал сомнению, например, полномочия Папы или законность тех же индульгенций. Тезисы произвели потрясающий эффект во многом благодаря тому, что некий предприимчивый издатель опубликовал их на немецком языке.

Вначале католическая церковь не реагировала на выступление Лютера. Но он, проповедуя свое учение, все отчетливее видел ее отступление от Слова Божьего и высказывал все более крамольные мысли. Для усмирения строптивого монаха в 1519 году был организован его диспут с ведущим теологом того времени Иоганном Экком. Во время диспута Лютер во всеуслышание заявил, что многие положения учения Гуса были правильными. Тогда всем стало ясно, что Лютер порвал с католической церковью.

В следующем, 1520 году Лютер написал 3 свои главные сочинения. Остановимся на каждом из них.

«К христианскому дворянству немецкой нации». 
Эта работа призывала руководителей государства реформировать церковь. Это необходимо, т. к. сама церковь неспособна привести в порядок свой дом. Лютер атакует так называемые 3 стены – 3 положения, за которыми укрывается римско-католическая церковь:
1. Духовная власть церкви выше политической власти.
2. Только Папа может решить, что является правильным объяснением Священного Писания.
3. Только Папа может созвать Вселенский собор.
Лютер отвергает взгляд католицизма на духовенство как на отдельную касту священников. Религиозные деятели в церкви не имеют какого-либо особого достоинства, а просто выполняют свои функции. Если они не в силах сделать это, то их места могут занять другие верующие. Будучи крещенными, правители разделяют священство всех верующих.
Называть Пап, епископов, священников, монахов и монахинь религиозным сословием, а князей, господ, ремесленников и крестьян сословием светским – это особое орудие, изобретенное служителями времени сего. Однако никого не должно это пугать, и не должно пугать по очень веской причине. Ибо все христиане повсюду истинно принадлежат к религиозному сословию, и нет между ними различия, за исключением того, что они выполняют различную работу… Ибо только крещение, Евангелие и вера делают людей религиозными и делают из них народ христианский… Несомненен факт, что крещение очищает всех нас без исключения и делает всех нас священниками (1 Пет. 2,9; Отк. 5,9.10).

«О вавилонском пленении церкви».
В этом труде Лютер недвусмысленно заявляет, что индульгенция – это очень плохое установление. Он обрушивается на 7 таинств римско-католической церкви. В качестве таинств можно принимать только крещение и Господню вечерю (а также, в какой-то степени, исповедь). Во время евхаристии чаша должна подаваться не только духовенству, но и мирянам. Хлеб не превращается в тело Христа, а вино – в кровь Христа. И особенно важно, что богослужение не является жертвой, которую мы приносим Богу.

«О свободе христианина».
Мы становимся праведными только по вере, а не по добрым делам. Вера дает нам Божьи обетования, соединяет нас с Иисусом Христом и исполняет закон. Добрые дела – это не средство, с помощью которого мы становимся праведными, а лишь плод праведности. Это то же самое, что плоды дерева.
Христианин – совершенно свободный господин над всем, не подчиняющийся никому. Христианин – совершенно обязательный слуга для всех и всего… Все Писание Божье разделено на 2 части: заповеди и обетования. Обетования Божьи дают то, чего требуют заповеди Божьи, и исполняют предназначенное законом так, чтобы все принадлежало Богу – и заповеди, и их исполнение. Он один повелевает, Он один исполняет… Конечно, мы названы по имени Христа, не потому что Он отделен от нас, но потому что Он пребывает в нас, и это потому, что мы верим в Него, и являемся христами друг для друга, и делаем ближним нашим то, что делает для нас Христос. Однако в наши дни нас учат доктрине человеческой, по которой мы должны стремиться к заслугам, вознаграждениям и вещам, нам не принадлежащим. Из Христа мы сделали всего-навсего распределителя работ, гораздо более жесткого, чем Моисей.

Слова Иакова «Вера без дел мертва», по мнению Лютера, означали, что вера, которая не производит никаких дел, вообще не является верой. Однако человек спасается не делами. Дела – всего лишь результат спасительной веры, но основной результат, т. к. без них попросту нет самой веры.
В июне 1520 года Папа Лев X в булле "Exsurge Domini” объявил Лютера еретиком и предложил в шестидесятидневный срок отречься от своих взглядов. Он ответил на это тем, что в декабре того же года сжег буллу.
В апреле 1521 года Лютера вызвали на заседание рейхстага в Вормсе. Лютер рассчитывал, что ему предоставят возможность выступить в защиту своих взглядов. В действительности, молодой император Карл V только потребовал отречься от ереси. На это Лютер возразил, что его взгляды основаны на Священном Писании и поэтому он не может и не хочет отрекаться от них. Суть этого ответа хорошо отражена в известном высказывании, приписываемом Лютеру: «На том стою и не могу иначе». Теперь он был объявлен вне закона, и все, кто его поддерживал, должны были разделить его судьбу. Но на его сторону встал князь Фридрих Саксонский, который поставил на карту собственное благополучие.
Лютер переселился в замок под названием Вартбург, где жил под неусыпной охраной. Именно там он начал работать над самым значительным трудом в своей жизни – немецким переводом Библии.
Вскоре увеличились разногласия Лютера с Эразмом Роттердамским. Сначала Эразм воздерживался от прямой его критики, но в 1524 году опубликовал трактат «О свободе воли», в котором критиковал Лютера. Тот первое время благоразумно молчал, но в 1525 году ответил своей работой «О рабстве воли». Лютер утверждает традиционное учение Августина о полной зависимости человека от благодати Божьей и предопределении. Однако создается впечатление, что Лютер учит, будто у человека вообще нет свободы воли, даже в таких нравственно нейтральных вопросах, которые касаются его повседневной жизни.
В то же время произошла Крестьянская война. Социальные условия жизни крестьянства в этот период были невыносимыми, крестьяне были лишены практически всех свобод. Учение Лютера о христианской свободе придало многим крестьянам уверенности в своем праве бороться с опостылевшим им феодальным крепостничеством. Восстание вспыхнуло в 1524 году в Южной Германии, и к следующему году оно охватило практически всю страну. Сначала Лютер симпатизировал поднявшимся на борьбу крестьянам, ведь у него самого были крестьянские корни. Но после того как восставшие взяли в руки оружие, Лютер осудил мятеж. Крестьяне Южной Германии почувствовали, что Лютер предал их. Поэтому на этих землях лютеранство в скором времени вымерло.
Кроме того, в 1525 году Лютер женился, нарушив тем самым обет безбрачия.
Поначалу немецкие и швейцарские реформаторы выступали единым фронтом. Однако затем возникли большие разногласия между ними в вопросе о Господней вечере. В 1529 году Филипп Гессенский убедил обе стороны встретиться в Марбурге, чтобы разрешить споры и восстановить протестантское единство. Но из этого ничего не вышло.
В 1529 году Лютер написал
Большой и Малый катехизисы, которые включены лютеранской церковью в число основных вероисповедальных документов.
Что такое таинство причащения или святого алтаря? Это истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа, под хлебом и вином установленные самим Христом для ядения и питья нам христианам.
Какая же польза от такого ядения и питья? На это указывают нам слова: «За вас предается и за вас изливается во оставление грехов», т. е. этими словами в таинстве причащения дается нам оставление грехов, жизнь и блаженство: где оставление грехов, там и жизнь, и блаженство.
Лютер особенно выделял нужду в живой, личной вере и выступал против механистического отношения к таинствам. Он понял, что термин Апостола Павла «оправдать» не означает «сделать праведным» или «превратить в доброго человека», но означает «считать человека оправданным». Оправдание говорит скорее о моем статусе, чем о моем состоянии, о том, каким Бог видит меня, а не о том, что Он делает во мне. Таким образом, Лютер пришел к пониманию протестантского различия между оправданием и освящением.
Оправдание только по вере означает, что я могу быть уверен в том, что Бог принимает меня, принимает не потому, что я живу доброй жизнью, а потому, что Христос умер за меня. Мы можем делать добрые дела не для того, чтобы заслужить Божье одобрение и быть принятыми Им, но потому, что Он уже принял нас. Послушание Богу – это свободный ответ Его детей, а не накапливание заслуг людьми, которые стремятся получить одобрение.
Лютер был самым значительным реформатором не только в XVI веке, но и за всю историю церкви. Однако этому во многом способствовало то, что он родился в нужное время в нужном месте. Необходимость в церковной реформе назрела. И если бы не было Лютера, Реформацию начал бы кто-то другой. Но Богу было угодно избрать именно этого человека, и именно Лютер своим характером оказал огромное влияние на развитие Реформации.


Категория: Разные материалы | Добавил: пасторШланг (06.09.2009) | Автор: пастор Шланг E
Просмотров: 1082 | Теги: Реформация, Лютер | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]